|
Многие бизнес-планы нужно не просто написать, но и представить. Например, если банковский кредитный комитет или консорциум венчурных капиталистов должен принять решение по вопросу инвестирования, разумнее попросить владельца бизнеса сделать презентацию для группы, чем каждому по отдельности читать план. Кроме того презентация дает возможность для взаимодействия с аудиторией – ответов на возникающие вопросы, а инвесторы могут оценить того, кому выдают кредит. При этом последний аргумент не такой уж незначительный, как для инвестора, так и для бизнесмена. За один урок мы не сделаем из Вас великого презентатора. Для этого нужны знания предмета, уверенность, опыт и практика. Однако наш урок поможет Вам сделать первые шаги на этом пути. Если в рамках курсового проекта Вам нужно сделать презентацию, Ваш преподаватель подскажет Вам, какой длительности должна быть презентация, в каком формате делать, для какой аудитории и т.д. Как еще будет отмечено, все эти моменты крайне важны для эффективности презентации. План урока: Основы презентаций Как сделать лучшую презентацию Дополнительные ресурсы для подготовки и проведения эффективной презентации Многие бизнес-планы нужно не просто написать, но и представить. Например, если банковский кредитный комитет или консорциум венчурных капиталистов должен принять решение по вопросу инвестирования, разумнее попросить владельца бизнеса сделать презентацию для группы, чем каждому по отдельности читать план. Кроме того презентация дает возможность для взаимодействия с аудиторией – ответов на возникающие вопросы, а инвесторы могут оценить того, кому выдают кредит. При этом последний аргумент не такой уж незначительный, как для инвестора, так и для бизнесмена. За один урок мы не сделаем из Вас великого презентатора. Для этого нужны знания предмета, уверенность, опыт и практика. Однако наш урок поможет Вам сделать первые шаги на этом пути. Если в рамках курсового проекта Вам нужно сделать презентацию, Ваш преподаватель подскажет Вам, какой длительности должна быть презентация, в каком формате делать, для какой аудитории и т.д. Как еще будет отмечено, все эти моменты крайне важны для эффективности презентации. План урока: Основы презентаций Как сделать лучшую презентацию Дополнительные ресурсы для подготовки и проведения эффективной презентации Основы презентацийНе так уж сложно сделать эффективную презентацию. Процесс начинается с нескольких основных моментов. Помните, для кого Вы делаете презентацию. Презентацию, как и бизнес-план, нужно готовить, исходя из информационных потребностей, ожиданий, предпочтений и уровня знаний Вашей аудитории. Обдумайте такие вопросы, как: - Кто Ваши слушатели (профессия, возраст, опыт, роль в группе)?
- Что они уже знают (знания в Вашей отрасли, владение технической терминологией, успели ли они прочитать Ваш план)?
- Что они хотят узнать (ожидаемая выгода, результаты исследований, решения, которые необходимо принять)?
Например, предположим, что Ваша целевая аудитория – кредитный комитет в банке. В этом случае презентация должна представить комитету краткий обзор Ваших планов и ожидаемых результатов, все детали – в бизнес-плане. Не нужно делать акцент только на маркетинг или только на финансовую сторону и уж точно не на дизайн веб-сайта. Вместо этого нужно дать обзор всего бизнеса, продать бизнес-идею и в заключение представить цифры и Ваши финансовые запросы. Расчет времени. Ваш преподаватель определит, сколько по времени должна продолжаться презентация, включая время, отведенное для ответов на вопросы. В «реальной» презентации это тоже важно. Выясните заранее, сколько у Вас будет времени, чтобы уложиться и оставить время на вопросы. Сколько презентаторов? Если Вы делали бизнес-план группой, обязательно ли всем представлять его? Или кто-то один? Как во время презентации в классе, так и в более формальной ситуации на окончательное решение влияют многие факторы. Если это небольшая презентация, то лучше ее провести одному человеку. Если презентация занимает более 15 минут, то пусть ее ведут больше человек, по 10-15 минут каждый. Почему? Потому что вряд ли один человек владеет всей информацией, презентация будет интереснее для слушателей, если презентаторы будут меняться и, плюс ко всему, несколько презентаторов сигнализируют, что вся глубина знаний о бизнесе распределена по группе. Полезный совет: когда настанет время отвечать на вопросы, встают все члены группы и каждый отвечает на вопросы, в которых разбирается лучше других. Это подчеркивает, что задание было групповым, к тому же, Вы не попадете впросак, если последнему выступающему вдруг зададут вопрос, на который он не сможет ответить. Распечатайте презентацию. Всегда имейте при себе распечатанные копии Вашей презентации, по 3 или 6 сладов на страницу. Раздать их до или после презентации – Ваше дело, но большинство слушателей предпочитают получить копии заблаговременно, чтобы было проще следить за повествованием и была возможность делать пометки. Однако слушатели могут сосредоточиться на раздаточном материале и отвлечься от того, что говорит презентатор. К тому же, если Вы заготовили что-нибудь неожиданное, то слушатели могут испортить весь сюрприз, прочитав все заранее. Тем не менее, раз большинство слушателей предпочитают получить копии заблаговременно, лучше пойти им навстречу. Как сделать лучшую презентациюМногие студенты, изучающие электронный бизнес, уже прошли курс бизнес-общения и/или другие курсы, по итогам которых приобрели опыт в презентациях. Тем не менее, просто на всякий случай, несколько предложений или напоминаний по вопросу, как делать хорошие презентации: СодержаниеУ нас есть следующие предложения по поводу содержания Вашей презентации или того, что Вы будете говорить. - Прежде всего, скажите, о чем Вы собираетесь рассказать. Расскажите. И в конце скажите, о чем рассказали. Эти три части составляют вступление, основную часть и заключение.
- На титульном слайде обозначьте тему презентации, для кого она предназначена (аудитория), кто ее ведет (Вы) и дату.
- На следующем слайде должен быть обзор или план (т.е. «скажите, о чем Вы собираетесь рассказать»); одновременно нужно представить презентаторов.
- Скажите, когда можно будет задать вопросы – по ходу презентации или в конце.
- Если будет уместно, подберите «сильное» начало – поразительные статистические данные, стихи, яркую цитату, признание в чем-либо, неожиданное вступление, юмор со смыслом и т.п.
- Во время презентации не забывайте о компетенции аудитории (например, объясняйте технические термины по мере необходимости, избегайте аббревиатур).
- Используйте иллюстрации, но только уместные и не отвлекающие от презентации или ее содержания (например, избегайте анимированных картинок, которые привлекают внимание аудитории к себе и отвлекают от Вас).
- Используйте юмор, но только если абсолютно уверены, что он уместен.
- В конце подведите итог, подчеркнув ключевые моменты (т.е. «скажите, о чем рассказали»).
- Во время ответов на вопросы, повторяйте вопросы людей, которые говорят тихо или сидят близко к Вам, чтобы вся аудитория знала вопрос, на который Вы отвечаете.
- Если Вы точно не знаете ответ на вопрос, не бойтесь сказать «Я не знаю» и, если возможно, пообещайте вернуться к ним и ответить.
- Вам нужно уложиться по времени (если потребуется, скажите «И последний вопрос, пожалуйста»).
- Поблагодарите аудиторию за внимание и потраченное время.
ПредставлениеУ нас есть следующие предложения по поводу представления Вашей презентации или того, как Вы будете говорить. - Используйте крупные шрифты, 22 – минимальный размер для текста, заголовок должен быть не менее 32.
- Используйте шрифты без засечек (например, Helvetica или Arial) для обычного текста и с засечками (Times Roman или Book Antiqua) для заголовков, чтобы подчеркнуть контраст.
- Чтобы выделить что-то, используйте жирный шрифт, курсив или прописные буквы, но никогда не используйте более одного способа выделения одновременно.
- На слайде должно быть не более 36 слов.
- Используйте маркированные списки для ключевых моментов разговора и избегайте абзацев.
- Пытайтесь уложиться в 3-6 пунктов на слайд.
- Последовательно и корректно соблюдайте употребление прописных букв.
- Как при любом письме, следите за грамматикой, смысловой нагрузкой текста и проверяйте правильность написания слов.
- Избегайте ярких цветов; на темном фоне (например, темно синий) используйте светлые цвета (например, белый, желтый).
- Не используйте основные цвета (красный, зеленый, синий) вместе (например, никогда не пишите красными буквами на синем фоне).
- Когда закончите работу над презентацией, сохраните 2 копии файла (текущую и предыдущую версию) на 2 диска (рабочий и резервный), которые Вы возьмете с собой на презентацию.
- Оставьте включенным как можно больше света в помещении (в темноте люди засыпают).
- Не читайте материал со слайда.
- Не читайте с листа (можете взять заметки для себя, но не читайте с них).
- Не разговаривайте с экраном, говорите с аудиторией, изредка поглядывая на экран.
- Не пользуйтесь указкой (она привязывает Ваше внимание к экрану, и Вы можете стать похожим на Зорро).
- Можете иногда пользоваться лазерной указкой, убирая ее, когда не используете.
- Не вертите ничего в руках, оставьте руки для жестов; не кладите руки в карманы и не заводите за спину.
- Не смотрите в одном направлении, переводите взгляд по всей аудитории.
- Если есть возможность и позволяет время, вовлекайте аудиторию в презентацию (например, задайте вопрос, организуйте интерактивный тренинг, проведите розыгрыш образца товара).
- Не стойте на месте, перемещайтесь, чтобы удержать внимание аудитории, но не ходите слишком быстро или слишком далеко.
- Оденьтесь соответствующе ожиданиям аудитории и чуть более формально, чем они.
- Следите за аудиторией (смотрите, нет ли утомленных взглядов или закрытых глаз) и, если что, исправляйте ситуацию.
- Если презентация дольше 45 минут, сделайте перерыв.
- Закончить нужно вовремя.
И, наконец, три самые важные вещи о том, как сделать отличную презентацию: практика, практика и еще раз практика! (Автором данных рекомменадций является © Dennis Viehland 2005) Задание 20: Следуя указаниям Вашего преподавателя по поводу длины, рамок, целевой аудитории и т.п., подготовьте профессиональную презентацию Вашего бизнес-плана по инструкциям, приведенным выше. Ваш преподаватель подскажет Вам, в какой форме сдать, представить или сохранить презентацию в PowerPoint. Дополнительные ресурсы (на английском языке) для подготовки и проведения эффективной презентацииВеб-сайт Presentations.com содержит статьи сторонних авторов и собственные статьи по созданию презентаций, их представлению и технологии. Большинство статей посвящены специфическим проблемам и предназначены для продвинутых и опытных презентаторов (т.е. общей информации там мало). Страница Джеффа Рэйдэла (Jeff Radal) Effective Presentations выложены online курсы, посвященные а) устным презентациям, б) наглядным пособиям для презентаций и в) стендовым презентациям, но навигация на сайте медленная и неудобная. Краткие пособия, вроде Presentation Skills For Managers («Навыки презентования для управленцев»), Jennifer Rotondo and Mike Rotondo Jr. (McGraw-Hill, 2001), рассказывают о техниках презентования и лучше всего подойдут для новичков. Более серьезные книги, вроде Knockout Presentations: How to Deliver Your Message with Power, Punch, and Pizzazz («Сногсшибательные презентации: как представить идею сильно, сочно и стильно»), Diane Diresta (Chandler House Press, 1998), покрывают более широкий спектр необходимых навыков, включая презентации, публичные выступления и взаимодействие и контроль аудитории. Чем рекомендовать Вам что-то из кучи книг «как-сделать-презентацию», мы рекомендуем просто пойти в библиотеку Вашего университета или местную книжную лавку и выбрать подходящую книгу. Другие небольшие статьи по теме: "Designing Presentation Visuals" from Media Services, Robert A. L. Mortvedt Library. Pacific Lutheran University. "Making Effective Oral Presentations" by E. Wertheim, Northeastern University, College of Business
"10 Tips for Designing Effective Visual Presentations" from the 3M Meeting Network
|
|